Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальные задания на практику
Задание 1. Разработайте план руководства игрой для детей старшего дошкольного возраста. Игру определите по своему выбору.
План руководства: 1) Вид, название, тема игры.
Подвижные игры с применением знаний ПДД. «Осторожно самокат!»
2) Цель и задачи игры.
Закрепление знаний ПДД,
Показать отличие велосипеда от самоката
Правила для велосипедиста и самокатчика
Как не попасть в ДТП на велосипеде и самокате
3) Условия игры (атрибуты для игры, действующие лица, слова для игры, правила игры).
Велосипед, самокат, уголок ПДД на территории детского сада с разметками и знаками.
4) Приемы руководства игрой. Для выполнения задания используйте следующие возможные приемы.
Приемы прямого руководства: · включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). ·
Первый этап. Добрый день, ребята. К нам сегодня в гости пришли Лунтик . Вы знаете кто он? Давайте с ним поздороваемся. «Здравствуй, Лунтик». Мы предлагаем тебе покататься с ребятами на велосипеде и самокате, и проверить все ли знают правила дорожного движения.
Лунтик. «Я не знаю, что такое ПДД»
Не волнуйся, ребята тебе помогут.
Ребята, давайте расскажем Лунтику чем отличается велосипед от самоката.
На улицах города появилось большое количество электросамокатов.
Давайте отметим, что в них хорошего?
Почему они часть попадают в аварию?
Со сколько лет можно самостоятельно ехать на электросамокате? (7-8 лет).
Лунтик: «Я понял, только не знаю какие правила надо соблюдать при катании на самокате и велосипеде.
Не беда, Лунтик, мы сейчас посмотрим все вместе фильм, который поможет ответить на все вопросы
После просмотра фильма дети в уголке ПДД отрабатывают правила движения на перекрестке, на тротуаре, при встрече с городским транспортом и пешеходами.
Приемы косвенного руководства: ·
Воспитатель определяет роли: пешеход, водитель скорой помощи, велосипедист, самокатчик, мама с коляской, школьник, сотрудник ГБДД
Определяет ситуацию, дети на практике демонстрируют, как они поступят.
Действия детей сопровождается объяснением, почему они так поступили.
Воспитатель уточняет объяснение вопросами, не давая готового ответа сразу.
Подведение итога занятия. Дайте советы Лунтику, чтобы он не попал в аварию на дороге.
Задание 2. Проанализируйте педагогическую ситуацию и предложите ее решение.
Ситуация: Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Вопросы: 1) Как разрешить сложившуюся ситуацию?
2) Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
ФГОС дошкольного образования определяет 5 направлений деятельности, закрепленных в Образовательной программе ДОУ. Одно из них – речевое развитие, которое предусматривает формирование у дошкольников словарного запаса по различным темам. Главные виды деятельности при развитии речевых умений и навыков – это чтение детской литературы, рассказы по картинкам, понимание текстов на слух. Эти виды деятельности важны, т.к. в школе они будут залогом успеха при обучении грамотности.
Приемов развития речевой деятельности достаточно много, театральные постановки, кукольные спектакли – одни из таких приемов.
В приведенной ситуации можно выделить несколько видов затруднений, объясняющих ситуацию. Дети потеряли интерес с представлению, потому что:
- русская народная сказка «Лиса и медведь» для детей 5-6 летнего возраста достаточно сложна для инсценировки без предварительной подготовки. Необходимо обратить внимание на подготовительную работу - поработать с особенностью речевых оборотов, нарисовать рисунки, обсудить характеры лисы и медведя.
- в сказке «Лиса и медведь» только 2 героя, поэтому в группе спектакль ставить сложно, т.к. остальные дети не заняты.
Чтобы интерес к спектаклю вновь появился можно ввести в сказку новых героев, которых дети знают и любят. Например, Лунтика с друзьями. Ребята знают и любят этих персонажей.
Воспитатель говорит: «Ребята, к нам в гости пришел Лунтик и его друзья. Вы знаете, кто такой Лунтик?
Ребята отвечают утвердительно и перечисляют друзей Лунтика.
Воспитателю надо предусмотреть детали костюмов для новых героев или бейджики. Если таковых аксессуаров нет, то можно найти картинки или сделать надписи.
В игру вводятся новые герои из группы, распределяет новые роли. Детей, занятых в действии, становится больше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Вы узнали их?
Дети называют новых героев.
Воспитатель: Ребята, давайте пригласим гостей на спектакль. Наши гости не знают русских сказок. Давайте нашим гостям расскажем сказку «Лиса и медведь».
Спектакль возобновляется.
После представления воспитатель предлагает помочь медведю. Теперь разыгрывается продолжение сказки, и в действии может участвовать вся группа. Спектакль превращается в квест. Ребята помогают медведю, но на сторону лисы переходят гусеницы. Все вместе создают новую сказку.
В результате ситуация была разрешена, спектакль представлен, актеры и зрители активно участвуют в действии, проговаривают роли, взаимодействуют друг с другом в процессе общения.
Задание 3. Проанализируйте педагогическую ситуацию и предложите ее решение.
Ситуация: Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают, желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».
Вопросы и ответы: 1) Ваша реакция в этой ситуации?
Реакция педагога доброжелательная, он выслушивает детей и соглашается с их предложением.
2) Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации?
Помощь педагога нужна детям при:
• создании новых диалогов,
• уточнении характеров героев и их поведения в сказке,
• определении порядка спектакля с учетом новых героев.
3) Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Вывод:
Действия детей говорят об устойчивых навыках самостоятельной деятельности, инициативе и готовности предлагать свои решения для выхода их затруднительной ситуации. Можно сделать вывод, что педагогом в работе с детьми учитываются требования ФГОС ДО, которые определяют социально-коммуникативное развитие как ведущее направление деятельности. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Становление саморегуляции, самостоятельности и целенаправленной деятельности – это также требование ФГОС. Для этого необходимо создание необходимых условий, в том числе педагогических ситуаций.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.
Ситуация показывает, что уровень театральной деятельности детей высокий, т.е. педагогом велась целенаправленная работа, чтобы в предлагаемой ситуации они показали свою инициативу и творческую самостоятельность.
Задание 4. Пользуясь имеющимися у Вас знаниями в области организации трудовой деятельности дошкольников и полученными умениями в области календарного планирования психолого-педагогической работы, составьте
«Перспективный план организации труда в старшей группе ДОО» на сентябрь–декабрь.